Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение читать, пренебрегая при этом развитием устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него. Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением т.к. русское письмо является звуковым.

Своевременная и целенаправленная работа будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников.


Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.

Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Цель представленных ниже игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие, элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звуки, составлять слово из заданных звуков.


«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит 3-4 слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков, - шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Ребенок называет звук [ш]. затем взрослый предлагает определить, какой звук есть во всех нижеприведенных словах:

  • жук, жаба, лыжи - [ж];
  • щетка, ящик, щавель - [щ];
  • селедка, Сима, лось - [с'];
  • зима, зеркало, вазелин - [з'];
  • лодка, стул, лампа - [л];
  • рыба, ковер, крыло - [р];
  • чайник, ключ, очки - [ч];
  • коса, усы, нос - [с];
  • коза, замок, зуб - [з];
  • цветок, яйцо, курица - [ц];
  • липа, лес, соль - [л'];
  • рис, крепость, букварь - [р'].

Нужно следить, чтобы ребенок четко произносил звуки, правильно называл твердые и мягкие согласные.


«Назови первый звук в слове»

Взрослый показывает игрушку (например, Буратино) и предлагает определить, с какого звука начинается ее имя. После ответа ребенка взрослый дает задание определить, с какого звука начинаются имена родственников, друзей, названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко.


«Назови последний звук в слове»

Для игры понадобятся картинки: автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.

Взрослый показывает картинку, просит ребенка назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове «дверь» последний звук [рь], а не [р]).

Когда все картинки будут рассмотрены, взрослый предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный , в другую – на мягкий. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый сам отчетливо произносит согласный звук в конце слова.


«Подумай, не торопись»

Взрослый предлагает ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как он научился слышать и выделять определенные звуки в словах.

  • Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. (Лампа, луна…)
  • Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был [к], а последний - [ш]. (Карандаш, камыш…)
  • Какое получится слово, если к слогу «но» прибавить один звук? (Нож, нос…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м]. (Мама моет Машу мочалкой)
  • Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [у]. (Бумага, дудочка, Буратино…)


«Составь слово»

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и составить «рассыпавшееся» слово из звуков. Вначале предлагаются 2-3 звука, затем, по мере овладения ребенком навыком выполнения задания, - 4-6 звуков:

  • [а][й], [о][х], [у][х][ а], [х][ о][р], [к][ о][т];
  • [в][а][т][а], [вь][э][с][н][а], [м][а][м][а], [мь][э][д][вь][э][дь] (В А – Т А, В Е С – Н А, М А – М А, М Е Д – В Е ДЬ).


Желаем вам успехов! Только заинтересованность семьи к результатам логопедических упражнений приводит к успешности и поможет преодолеть трудности в овладении родным языком!