Советы родителям

Родителям важно знать, что речь ребенка не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому, что малыш старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими (порою неудачными), или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. Лучше дать образец правильного произношения.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. Обязательно выслушивайте ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном. Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки и т. п.), взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу.

Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще недоступны (например, в 2-3 года правильно произносить шипящие, звук Р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Перегрузка может привести к заиканию, неправильному искаженному формированию звуков. Следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк. Необходимо оберегать слуховой аппарат от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость телевизора, музыкального центра и т. п.), своевременно лечить заболевания органов слуха.

итература: Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - 2-е изд, испр. – М.: Просвещение, 1988. 159 с.)