Ребенок и речь

Речь – один из факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которая она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит средством общения людей. Речь одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

  • Достигли определенной зрелости различные структуры головного мозга;
  • Правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
  • Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  • Формировать потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

  • Способность говорить;
  • Способность понимать сказанное.

(Литература: Давидович Л. Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-развивающая работа с неговорящими детьми. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 96 с.)