Причины речевых нарушений

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

  • Недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
  • Отклонениями в строении и координированной работе голосовых систем, органов артикуляции.

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью или близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребенка, в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.


Основания для беспокойства в развитии речи детей

От рождения до 6 месяцев

Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; нарушена способность к установлению эмоционального контакта, ребенок, имея нормальный слух, не реагирует на обращение, у него отмечается недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание, отсутствие жестов, даже указательного; непереносимость малейших изменений в условиях существования.

7-10 месяцев

Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10-12 месяцев

Ребенок не реагирует на свое имя, отмечается отсутствие лепетных слов.

От 1 до 3 лет

Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов. При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека – девочка,пику – купи, пэха – хлеб).

Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет – Я не хочу.

Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

От 3 до 7 лет

У ребенка ограниченный словарный запас. Он не понимает значений многих слов, не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом (овощи, фрукты, деревья и т.д.). Затрудняется заменить слово синонимом (собака – пес, пачкать – грязнить, смотреть глядеть и т.д.). Подобрать к слову антоним (сахар – соль, холодный – горячий, улыбаться – хмуриться и т.д.). Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, точно сформулировать свою мысль, не пользуется распространенными предложениями. Отмечается невнятная речь, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов. Появились запинки. Речевые умения ребенка хуже, чем у сверстников.