Артикуляционная гимнастика

Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике

  • Упражнения выполняются перед зеркалом.
  • На каждом занятии разучивается 3-4 новыхупражнения.
  • Главным требованием является выработка умения:
    • удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени, например, под счёт от одного до пяти;
    • точно выполнять движения;
    • следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
  • Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение. 5-7 минут 2 раза в день; заниматься нужно перед зеркалом.
  • Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался сам, советуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лошадка», «дудочка» и т. д.
  • Чтобы ребёнку не наскучили занятия, можно проводить их в форме сказки, рассказа о «весёлом язычке», его «домике»-ротике, «заборчике»-зубках: о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться».
  • Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, на¬стольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.

Упражнения для развития речевого дыхания, удлинения речевого выдоха:

  1. «Шарик». Вдох через нос или рот – живот надуть, выдох через рот – живот сдуть, губы тянуть «Трубочкой», щеки не надувать слышится звук [ф].
  2. «Подуй на листочек» (на горячий чай, на вертушку, на снежинку). Плавно сдуть листочек с ладошки: «ф-ф-ф», щеки не надувать.

Упражнения для губ:

  1. «Улыбка» (И) . Губы раскрыты, растянуты в улыбке.
  2. «Дудочка» (У). Губы вытянуть вперед.
  3. «Окошко» (А). Губы и зубы широко открыты.

Чередовать по 3-5 раз (н-р: ИА – ИА - ИА): ИА; УИ, АУ, УА


Упражнения для языка:

  1. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
  2. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  3. «Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  4. «Почистим нижние зубы». Рот открыт, кончик языка двигается влево - вправо по нижним зубам.
  5. «Качели». Рот открыт. Напряженным Кончиком языка тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  6. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
  7. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  8. «Желобок». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Удержать 5 секунд. Убрать язык. Повторить 5 раз.
  9. «Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удержать 5 секунд.
  10. «Лошадка». Пощелкать языком.
  11. «Паруса». Рот открыт. Кончик языка подтянуть и прижать к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удержать 5 секунд.
  12. «Дятел». Постучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами: «д-д-д».
  13. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Упражнения повторять по 5-6 раз ежедневно перед зеркалом.