Профилактика плоскостопия у детей - одна из главных задач для педагогов и родителей

Для всех детских возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Большое внимание на современном этапе уделяется проблеме плоскостопия у детей.

Что же такое плоскостопие?

Плоскостопие деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются. Рессорная функция стопы значительно снижается, что вызывает повышенную утомляемость, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе, снижение физической работоспособности, могут возникать головные боли. Плоская стопа у детей обычно сочетается с чрезмерно выраженным изгибом поясничного столба вперед (выпяченный живот).

Функциональная недостаточность стоп – состояние, при котором мышцы и связки стоп, ног ослаблены – возможны болевые ощущения при нагрузке в различных отделах стопы, голени, тяжесть в ногах, быстрая утомляемость мышц ног. Функциональная недостаточность стоп может привести к возникновению вторичных изменений в костно-связочном аппарате и формированию статического плоскостопия.

По официальным данным в России 62% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют нарушение свода стопы и нарушения осанки.


Каковы же причины?

  1. Под воздействием на организм нашей все ухудшающейся экологии в составе крови происходит замещение ее нормальных элементов, в частности, кальция, что вызывает распространение функциональных отклонений.
  2. Снижение уровня двигательной активности детей – преобладание статических поз (на занятиях, у компьютера, у телевизора) – за последние 20 лет в 20 раз снизился количественный уровень движения.
  3. Ухудшение качества питания – потребность наших детей в минеральных солях и белках удовлетворяется лишь на 50-60 %.
  4. Некачественный, неправильный подбор обуви (пальцы сжаты, пятка не полностью опирается на каблук; тесный верх, неэластичная, плоская или мягкая подошва, наподобие тапочек и валенок; с каблуком выше 3 см.).

Что же мы можем сделать? Активно заняться профилактикой. Для этого необходимо:

  1. Правильно подбирать обувь для игр и занятий спортом.
  2. Ежедневно заниматься укреплением связок и формированием сводовых мышц стопы.


Обувь для игр и спортивных упражнений

  • Обувь лучше выбирать из мягкой натуральной кожи, с откидывающимся язычком (ботинки), закрытым носком и пяткой (сандалии), с перфорированной стелькой, с мягкой, но не очень тонкой подошвой, обязательно с маленьким каблучком, пальцы должны располагаться свободно. Обувь на вырост следует брать не более чем на 1,5 см.
  • Обувь для прогулок и занятий спортом должна быть мягкой, легкой, хорошо фиксирующейся на ноге и не сковывающей движения.


Плоскостопие у детей дошкольного возраста обычно не стойкое и хорошо поддается исправлению. К 6-7 годам происходит нормализация и формирование физиологических сводов стоп. Рекомендации при выполнении упражнений для профилактики плоскостопия:

  1. Разнообразить виды ходьбы – на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием колена (при этом тянуть носок), на внешней стороне стопы (на внутренней – нельзя! – вызывает уплощение стопы), ходьба по ребристым доскам, рейкам, палочкам, специальным дорожкам (с нашитыми пуговицами, и др.) При проведении упражнений в ходьбе очень полезен «гимнастический стиль», при которой активно тянется стопа.
  2. Комплекс упражнений начинать с 3-4 упражнений в положении разгрузки стопы (сидя).
  3. Если комплекс упражнений с палками, обязательно включать такие упражнения, как:
    • И.п. – сидя. Покатать палочку одной и другой ногой.
    • И.п. – сидя. Попробовать приподнять палочку за конец пальчиками ноги.
    • И.п. – стоя. Пройти по палочке, держа носочки врозь, так чтобы палочка попадала на середину стопы, вперед и обратно, руки держать на поясе.
    • Пройти по палочке приставным шагом влево – вправо, палочка также – посередине стопы, руки на поясе, спина прямая.
  4. Быть осторожными с прыжками.

Прыжки вызывают плоскостопие при неправильной методике обучения. Необходимо вырабатывать у детей навык правильного приземления, для этого существуют подводящие упражнения:

  • поднимание на носки – опускание на пятки.
  • прыгать, держась за рейки лестницы или за спинку стула.

  1. Прыжки на одной ноге начинать прыгать с 5-го года жизни, обращая внимание на одинаковое количество прыжков на правой и левой ноге.


Игровая гимнастика для стоп

«Баба сеяла горох»

Баба сеяла горох,

Ох – ох, Ох – ох! - (ходьба по кругу приставными шагами)

Обвалился потолок,

Ох – ох, Ох – ох! - (ходьба топающим шагом)

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла - (ходьба на носках)

Села, поела - (пружинка).

Опять пошла - (ходьба на пятках)

Встала баба на носок,

А потом на пятку - (перекаты носка на пятку на месте)

Стала « русскую» плясать,

А потом вприсядку - (танцевальные движения)


«Коза-егоза»

Скачет шустрая коза,

Непоседа-егоза - (подскоки)

Наша козочка скакала,

Да и ноженьку сломала, - (ходьба на месте, не отрывая носков от пола)

Правда! - (сесть на пол, вытянуть ноги)

Но скажу тебе по чести:

Ведь нельзя сидеть на месте.

Правда! - (вращать стопами наружу)

Это всем давно известно —

Без игры неинтересно,

Трудно! - (вращать стопами вовнутрь)

Наша козочка поплачет, - (поглаживать ноги снизу

вверх)

А поправится — заскачет.

Чудно! - (прыжки на двух ногах).


Мы проверили осанку

И свели лопатки - ыполнить круговое движение плечами назад, затем руки поставить на пояс)

Мы походим на носках - (ходьба на носках)

А потом на пятках - (ходьба на пятках)

Мы шагаем как ребята - (маршировать)

И как мишка косолапый - (ходьба на внешней стороне стоп).


Упражнения и игры:

  • «Султан». Сидя на полу, ноги согнуты, стопы скрещены, руки соединены вместе перед грудью. Необходимо без помощи рук, опираясь на наружные своды стоп, встать и так же сесть.
  • «Футбол». Сидя на полу, играть с мячом по 2-3человека. Отталкивать, отбивать и ловить мяч необходимо только ногами, активно работая стопами.
  • «Справа налево». Сидя на полу, мяч держать стопами, руками упираться сзади. Необходимо переносить мяч то в одну, то в другую сторону. Можно выполнять передачу мяча сидя по несколько человек в ряд, сначала в одну, затем в другую сторону. Можно положить гимнастическую палку и переносить ноги и мяч то вправо, то влево.
  • «Перенеси платок». Сидя на полу, ноги врозь. Захватить пальцами ноги платочек, перенести его к другой ноге. Ногу вернуть в первоначальное положение, затем другой ногой перенести платочек обратно.
  • «Трактор». Стоя босиком на ковре, перебирать пальцами ног, тем самым, продвигаясь вперед.

Езда на велосипеде, самокате хорошо помогает решать задачу укрепления мышц стопы.